В статье сформулирована и обоснована гипотеза о психологических признаках границ «первой» и «второй» (Л.С. Выготский) частей дошкольного возраста (у Л.С. Выготского — «стадий», у Д.Б. Эльконина — «фаз»). Эти части интерпретированы как две фазы процесса перехода от внешней регуляции поведения ребенка в начале возраста к саморегуляции в его конце. Гипотеза обоснована, исходя из открытой Л.С. Выготским закономерности протекания процесса интериоризации (от «интер» — к «интра»). В качестве средства регуляции поведения дошкольника рассматривается игровая ситуация. В связи с этим показано, что, в соответствии с результатами исследований школы Выготского, нынешний упадок дошкольной игры не означает изменения законов детского развития, а объясняется лишь неблагоприятными для ее развития внешними условиями. Сделан обоснованный вывод о том, что для психологического обоснования дошкольного образования можно и нужно опираться на результаты исследований игры (и произвольности), проведенных до начала ее упадка у современных дошкольников (Д.Б. Эльконин, З.В. Мануйленко и др.)
Представленная ниже статья Сергея Геннадьевича Касвинова «К вопросу о психологической структуре дошкольного возраста: признаки границ первой и второй фаз» опубликована в 2005 году в Харькове, в Вестнике Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина, серия «Психология», выпуск 32, №653:
Касвинов С.Г. К вопросу о психологической структуре дошкольного возраста: признаки границ первой и второй фаз. //Вісник Харківського національного університету. — Психологія. — Вип. 32. — №653. — Харків. — 2005. — С. 47-55.
В Интернете эта статья доступна впервые и только на нашем сайте app.kharkov.ua (с разрешения автора).
Текст, его разделение на страницы и их нумерация соответствуют указанной выше публикации. В связи с применяемым принципом разделения текста на страницы последняя строка страницы может быть короче остальных, хотя ни одно слово в тексте не пропущено.
Эта работа С.Г. Касвинова связана с размещенными на нашем сайте статьями того же автора «Периодическая система стадий детского развития», «Структура стадий и типы фаз детского развития», «К вопросу о психологической структуре дошкольного возраста: диагностические признаки внешних границ».